Методика Никитиных

Методика НикитиныхОсновы новой педагогической методики раннего развития были заложены в начале 70-х годов в семье педагогов из подмосковного поселка Болшево Бориса Павловича и Лены(полное имя) Алексеевны Никитиных.

Семь детей Никитиных поражали соседей своим здоровьем и развитостью, но их методы воспитания, изобилующего приемами закаливания, физических упражнений и логических занятий, вызывали у большинства окружающих шок.

На примере собственных  детей Никитины пришли к выводу, что «первые годы жизни — самое благодатное время, когда разумные заботы мамы и папы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить позже».

Согласно теории Никитина, основные способности закладываются в раннем дошкольном возрасте. Вообще начинать заниматься с малышом нужно со дня его рождения. Всё начинается с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего ползания или хождения, с разговора с младенцем.

Методика Никитиных. Основные принципы

Главный принцип методики Никитиных – это  окружить детей всем тем, что могло бы их заинтересовать, побудить к интеллектуальной деятельности.

Игровая деятельность является основополагающей в обучении детей.

Никитины выделили основные факторы, способствующие развитию детских способностей:

  • «Благоприятная» среда. Необходимо создать условия, которые немного опережают  интересы ребенка. Например: как только малыш научился разговаривать – нужно чтоб сразу его окружали кубики, азбука, счеты и т.д.; начинает интересоваться окружающим миром – в детской должны появляться рисунки ,карты, глобусы, конструктор и прочее.
  • Крепкое здоровье. Регулярные занятия спортом, ведение здорового образа жизни детям необходимо прививать еще с младенческого возраста. Необходимо заниматься физкультурой, закаливанием, обеспечить необходимым инвентарем, оборудовать комнату шведской стенкой, снарядами, перекладиной и другими спортивными тренажерами.
  •  Участие родителей. Родители должны быть заинтересованы в развитии ребенка. Задача родителей не принуждать малыша к обучению, а помочь ему прийти к этому самостоятельно, не навязчиво направляя его на эту стезю.  «Никитинские» игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Необходимо участие родителей в развивающих играх, постоянно заинтересовывая, ободряя и общаясь с ним. Методика Никитиных устанавливает главное правило игры — взрослый, играя не должен вмешиваться, навязывать свои условия и правила.  Не должен помогать, ни словом, ни жестом, ни взглядом.

Такой подход позволяет детям заниматься тем, что им больше нравится, способствует раскрытию талантов.

Интеллектуальное развитие, методика Никитиных

Сущность и особенность развивающих игр Никитиных:

  • Каждая игра представляет собой набор  заданий, которые ребёнок решает с помощью квадратов, кубиков, кирпичиков.
  • Задачи и их решения в зависимости от возраста даются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции, т.е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет постепенно осуществлять переход от наглядно -действенного к наглядно-образному и далее к словесно-логическому  мышлению.
  •  В задания входят задачи разной сложности: от понятных 2-3 летнему малышу до сложных для взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
  • Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил задачу. Он, возможно ещё не дорос,  и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  • Вариативность заданий позволяет детям и родителям составлять свои новые игры, т.е. заниматься творческой деятельностью.

Ни одно из этих условий, взятое отдельно, не приведёт к успеху. Только их совокупность даст определённые результаты.

Эффективность методики Никитиных

Результативность этой методики доказана на детях Никитиных, а так же на десятках тысячах их последователей. В результате дети растут физически крепкими, гармонично развитыми.  У них прекрасно развивается логическое мышление, формируется аналитический клад ума, вырабатывается самостоятельность в принятии решений. Дети показывали очень высокий результат по тестам IQ.